iTunes отмечает 13-й день рождения

Dennis K.
От Dennis K.
13 Мин.

Крупнейший в мире магазин музыки iTunes отмечает день рождения – 28 апреля сервису исполняется 13 лет. MacDigger вспомнил историю музыкального магазина Apple и поразмышляли о перспективах сервиса Apple.

iTunes-Radio-three-1

В это нелегко поверить, но сейчас доход от iTunes превышает совокупный доход всей Apple в 2004 году. Этот факт позволяет оценить масштабы бизнеса. Тринадцать лет назад под «покупкой музыки в Сети» подразумевался заказ компакт-диска в Интернет-магазине. Сейчас iTunes Store – это самый популярный онлайн-магазин, позволяющий скачивать музыку на “яблочную” продукцию – “маки”, iPhone, iPod, iPad, Apple TV и на обычные ПК. iTunes был представлен публике в далеком 2003 году, когда основным товаром Apple были компьютеры Mac, и лишь начинали набирать популярность плееры iPod.

В начале двухтысячных в музыкальной индустрии царили мрачные настроения. Хотя файлообменную сеть Napster, давшую миллионам людей возможность приобщиться к цифровой mp3-халяве, закрыли по суду еще в 2001, продажи компакт-дисков продолжали падать, а пользователи Сети – искать и находить бесплатную пиратскую музыку во все новых и новых источниках. И все чаще эта музыка закачивалась на новомодные плееры iPod. Глава Apple Стив Джобс был уверен, что, если люди смогут удобно и просто скачивать музыку, они будут готовы за нее платить. Apple долгое время договаривалась с ведущими рекорд-лейблами, которые были не согласны, чтобы треки продавались поштучно, или требовали брать за каждую песню по 3-4 доллара. Тем не менее, Джобсу удалось уговорить их попробовать поучаствовать в эксперименте. Возможность покупки песен по одной, а также цена в 99 центов – ниже долларового психологического барьера – стала одной из причин успеха магазина.

iTunes-Store-10-2

«Мы верим в то, что 80% людей, крадущих музыку, делают это не по своей воле — у них просто нет выбора», – заявлял Джобс. Сооснователь Apple не ошибся. За первую неделю работы сервиса в iTunes купили миллион песен. К 2006 году магазин реализовал миллиард треков, а к 2010 году продажи достигли 10 миллиардов песен. Тогда же сервис опубликовал статистику. Оказалось, что самыми популярными треками за все время оказались «I Gotta Feeling» и «Boom Boom Pow» от Black Eyed Peas, а также песня Леди Гаги «Poker Face». На данный момент в iTunes продано около 25 миллиардов треков.

https://youtu.be/B2n86TROxzY

Но в последнее время дела у iTunes идут не так хорошо, как несколько лет назад. На рынке онлайн-продаж контента сильно обострилась конкуренция. Пользователи все чаще начинают пользоваться стриминговыми сервисами. Не в последнюю очередь этому способствует запуск собственного музыкального сервиса Apple Music.

Apple Music был представлен 8 июня 2015 года на конференции для разработчиков WWDC 2015. Функции “яблочного” стримингового сервиса сопоставимы со Spotify, “Яндекс.Музыкой”, Deezer или Google Play Music. Во-первых, пользователи могут слушать песни (купленные в магазине iTunes) как из собственной библиотеки, так и по Интернету — из обширного собрания Apple. В “облачной” фонотеке хранится около 30 миллионов композиций.

Во-вторых, подписчикам Apple Music открыли доступ к круглосуточному онлайн-радио Beats 1. Радиостанцию курирует экс-диджей BBC Radio One Зейн Лоуи, а «живое» вещание ведется из трех городов: Нью-Йорка, Лондона и Лос-Анджелеса. В-третьих, функция Connect позволяет следить за новостями артистов, смотреть их фотографии, клипы, читать твиты и посты в Facebook. Наконец, в Apple Music можно знакомиться с персональной подборкой музыки, рекомендуемой экспертами и критиками.

Apple Music позволяет получить неограниченный доступ к аудиофайлам на месяц за совсем небольшие деньги, чтобы слушать музыку онлайн. Это позволяет хорошо сэкономить, хотя пользователи и лишаются ощущения «обладания» музыкой. Неизбежно возникают вопросы – сколько еще сможет iTunes оставаться на рынке цифровой музыки? И другой вопрос, локального свойства – а готовы ли в России платить за медиаконтент? Ответ, пока что, такой: готовы, но далеко не все. Большинство наших соотечественников придерживаются и будут придерживаться очевидной для них логики: зачем покупать треки в iTunes или подписываться на Apple Music, если можно скачать их «ВКонтакте» или с торрент-трекеров? Многие люди вообще не видят разницы. Для них бесплатное скачивание музыки стало многолетней привычкой, песни просто не воспринимаются как нечто стоящее денег.

iTunes-Radio-three-2

Тем не менее, определенная, пусть и небольшая пока прослойка людей в России готова (при условии обеспечения ей в этом деле максимального комфорта) расстаться с деньгами в обмен на музыку, фильмы и книги. На самом деле, Россия сегодня – далеко не самая «пиратская» страна в мире. На определенных этапах пиратское скачивание было распространено практически везде, даже в странах Европы и в США. По сути своей, iTunes и возник как ответ на этот тренд обесценивания музыки. Сервис стал красивым, стильным и удобным способом покупки музыки, который не только позволяет ее скачать, но и рекомендует новую.

В условиях максимальной цифровой доступности платный контент может, к тому же, стимулировать пользователей относиться к музыке серьезнее. Трек, который вы скачали бесплатно, вы можете даже не послушать, а вот то, за что вы отдали деньги, воспринимается куда глубже. Таким образом, музыка приобретает вес, определенное денежное выражение, становится ценностью. Людям это, как ни странно, нравится. Они обдумывают покупку, решают, нужна ли она им.

Это актуально и для россиян. Некоторые сейчас готовы платить чуть больше за то, что они могут достать дешевле, но чтобы при этом получить более качественный продукт или услугу. В плане интеллектуальной собственности все постепенно налаживается даже в нашей традиционно пиратской стране. Даже сам «ВКонтакте» – великий и могучий враг всех музыкальных лейблов – постепенно поддается давлению и оцензуривается. Он то уберет треки Лазарева (пусть и по причине «отсутствия культурной ценности»), то заблокирует серии «Теории Большого взрыва».

Сейчас iTunes – это не только площадка для скачивания музыки, видео, подкастов и книг. За 13 лет своего существования iTunes стал идеологией, мировоззрением. Обезличенные MP3 файлы без обложки, валяющиеся в глубинах плеера – это больше не круто. Всем хочется снова почувствовать к цифровым треком то, что они когда-то ощущали к любимым дискам, кассетам и пластинкам. Пока что это чувство успешно симулирует только iTunes.

Apple не стоит на месте, так что будущее у iTunes безусловно есть. Другое дело – останется ли сервис в нынешнем виде. Некоторые предполагают, что со временем Apple Music с доступном по подписке полностью заменит онлайн-магазин. Тем не менее, прослойка людей, готовых платить за обладание контентом – если его можно удобно прослушать со смартфона или планшета, не заморачиваясь с подписками и интернет-подключением – никуда не денется. Пускай покупателей музыки станет меньше, но даже эти люди смогут обеспечить процветание у iTunes, хотя объемы его прибыли, конечно, снизятся. Зато идеология останется.

От Dennis K.
Подписаться:
Привет! Интересуюсь гаджетами и технологиями с детства, а также люблю автомобили, компьютеры, космос.
Оставить комментарий